Глоссарий
Адаптация социальная (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде.
Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга.
Аутизм — общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.
Безглютеновая диета — диета, которая предполагает полное исключение пищи, содержащей клейковину (глютен). Безглютеновая диета является единственным признанным в медицине методом лечения целиакии или связанных с этим заболеванием симптомов.
Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Ведущие линии развития — умения, получающие именно в определенном возрасте наибольшее развитие.
Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
Воспитание — целенаправленное создание условий для развития человека; относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
Воспитание социальное — та область педагогического знания, которая призвана изучать и решать комплексные проблемы человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах онтогенеза, а также его социального становления.
Воспитательный потенциал семьи — способность семьи реализовывать функцию воспитания, развития и социализации детей; обусловлен уровнем родительской компетентности (психолого-педагогической и общей культуры родителей) и их индивидуально-типологическими особенностями; системой межличностных, внутрисемейных отношений, психологической атмосферой, характером отношения к детям, их интересам, потребностям и возможностям.
Гармонизация детско-родительских отношений — процесс, направленный на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, составляющими семью как целостную систему. В процессе гармонизации детско-родительских отношений предметом коррекции межличностных взаимодействий детей и родителей могут быть феномены межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение, совместимость, срабатываемость.
Глюте́н, клейкови́на — понятие, объединяющее группу запасающих белков, обнаруженных в семенах злаковых растений, в особенности пшеницы, ржи и ячменя.
Движущие силы развития — цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.
Дети с ЗПР (задержкой психического развития) — это такие дети, которые имеют разновидности аномального психического развития и могут быть компенсированы в адекватных состоянию ребенка психолого-педагогических условиях.
Дети с нарушениями зрения — это дети с полным отсутствием зрения (от светоощущения до 0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу) и слабовидящие, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05–0,4.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, дети с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с нарушениями слуха отличаются от сверстников с нормальным слухом тем, что они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т. е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Дети с особыми образовательными потребностями — не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».
Дети с синдромом Дауна имеют следующие признаки: плоское лицо, ненормально укороченный череп, кожная складка в области шеи у детей, недоразвитые мочки ушей, повышенная подвижность суставов, сниженный тонус мышц, уплощённый затылок, укороченные конечности, недоразвитие средних фаланг пальцев, вследствие чего возникает их укорочение, частое развитие катаракты (начиная со школьного возраста), приоткрытый рот, аномалии развития зубов, искривление мизинцев, нёбо в форме арки.
Дети с умственной отсталостью — дети, у которых интеллектуальное развитие ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период.
Детско-родительские отношения — процесс общения и взаимодействия детей и родителей. Детско-родительские отношения в социально-педагогическом контексте рассматриваются как моменты и процессы взаимосвязи и взаимозависимости между детьми и родителями, обуславливающие семью как целостное явление.
Детство — период онтогенетического развития человека от рождения до взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма, формированием высших психических функций, имеющий биологическую основу и опосредованный социально-культурными факторами, воспитанием, обучением.
Дефектология — область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера.
Диетотерапия — лечебный метод, заключающийся в терапии различных заболеваний специальной диетой; то же, что и лечебное питание.
Зона актуального развития — актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Зона ближайшего развития — уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Индивидуальный образовательный маршрут — движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Инклюзия — процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Интеграция — восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное обучение — это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов — специалистов.
Интегрируемый ребенок — ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
Иппотерапия — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды.
Компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонентов, возмещающее некоторый недостаток.
Компенсация дефекта — развитие замещающих навыков, позволяющих выполнять социально значимые функции, раннее недоступные индивиду вследствие дефекта.
Компетентность — совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; осведомленность, информированность, подготовленность.
Компетентный родитель — родитель, понимающий, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определенным образом.
Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Личность — социальный образ конкретного человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других.
Моторика — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Моторика мелкая — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Направляющая помощь — предполагает повышение ориентировки в задании, исправление допущенных ребенком ошибок.
Научение (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Научение социальное — приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним.
Негативизм — немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Нейролептики — психотропные препараты, предназначенные в основном для лечения психотических расстройств.
Обучающая помощь — предъявляется в ситуации, когда стимулирующая и направляющая помощь не привели ребенка к адекватному решению.
Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью
Педагогическая интеграция — это формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, т. е. общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Полевое поведение — поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями.
ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия) — комиссия, созданная в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.
ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) — консилиум, созданный для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в образовательном учреждении.
Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.
Профессионально-родительское сообщество — социально и педагогически ориентированное, сформированное из взаимодействующих специалистов и родителей (родственников) сообщество, органично общающихся и стремящихся к взаимопониманию и взаимоподдержке в процессе сопровождения развития ребенка на разных этапах взросления.
Психолого-педагогическое сопровождение — психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.
Психосоциальное развитие — процесс постоянного физического, психического и социального роста, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.
Психотропные препараты — психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний.
Развитие — процесс формирования организма или его отдельных частей и органов. В отличие от роста — процесса, связанного, главным образом, с количественными явлениями, развитие направлено на изменение качества, которые присущи индивиду от рождения, и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Речевая терапия - диагностика и терапия, обусловленных заболеваниями центральной нервной системой языковых и голосовых нарушений.
Семейная педагогика — область педагогической науки, в которой рассматриваются методики нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, интеллектуального развития в семье.
Сензитивные периоды развития функций — периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Сенсорная интеграция — терапия, которая фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Цель: усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Синдро́м А́спергера — одно из общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.
Система специального образования — система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество.
Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, и правил поведения, формирование мировоззрения.
Социальная интеграция — предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется (учащиеся со специальными нуждами, обучающиеся в специальных классах, смешиваются с учениками обычных классов для выполнения разных видов деятельности, получая, таким образом, возможность общения со сверстниками).
Социальное воспитание — та область педагогического знания, которая призвана изучать и решать комплексные проблемы человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах онтогенеза, а также его социального становления и развития.
Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка — обеспечение всеми субъектами сопровождения образовательно-воспитательными средствами условий для успешного развития и саморазвития ребенка в определенный период времени в конкретной социокультурной ситуации с учетом зоны ближайшего развития посредством целесообразного их взаимодействия, обеспечивающего эффективное построение отношений ребенка с людьми, самим собой, природой, обществом.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Тип): — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
Стимулирующая помощь ребенку с задержкой психического развития — предъявляется в ситуации низкой мотивации ребенка в целом, низкого познавательного интереса к определенному экспериментальному заданию.
Теории научения — теория, основывающаяся на том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.
Трудотерапия — область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация человека к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую на производстве.
Тьютор — специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения, участвующий в разработке индивидуальных образовательных программ для своего подопечного.
Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
Факторы развития — постоянно действующие условия, определяющие собой психическое, физическое, нравственное и поведенческое развитие ребенка, формирование личности, включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.
Хелатная терапия, или Хелатирование — очищение организма от тяжёлых металлов (ртути и др.).
Целиакия — генетически предрасположенная непереносимость продуктов питания, содержащих клейковину; является одной из форм энтеропатии, поражает тонкую кишку у детей и взрослых.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.